Из жизни района на страницах газеты «Вятско-Полянская правда»

№138 от 12 июня 1941 г.
«ИСПЫТАНИЯ
Подходит конец проверочных испытаний в школах. Сколько хлопот и радости видишь у ребят в эти дни.
Проходя по улицам Сосновки не раз бываешь свидетелем того, как с мальчишеским задором рассказывают один другому учащиеся о своих переживаниях перед испытаниями и делятся друг с другом радостью за полученные отличные и хорошие отметки на испытаниях.
В дни испытаний и среди учителей чувствуется приподнятое настроение. Как будто учебный год только еще начался, когда слушаешь впечатления учителей об ответах учащихся на испытаниях.
Начавшиеся испытания волнуют и родителей. Николай Алексеевич, родитель пятиклассника Левы С., обещается назавтра зайти в школу, чтобы лично убедиться и порадоваться хорошими показателями сынишки при сдаче испытаний.
А сколько было распросов об учебе десятиклассницы Алевтины П. Когда заходишь к ее дяде Степану Павловичу, 65летнему, еще юркому, то он искренне рассказывает о прилежности к учению своей племянницы.
При беседе он посвящает в историю развития обучения в Сосновке, из которой перед глазами читателя встанет неприглядная картина.
* *
До 1885 года в Сосновке, тогдашней маленькой деревеньке, без каких-либо признаков промышленности, школы не было. Немногим счастливцам из детишек в школьном возрасте удавалось выучиться грамоте, да и то от своих немногих односельчан, которые где-то до этого познали начало грамоты.
Лето 1885 года для Сосновки было необычайным – сюда приехал первый учитель.
В скромненькой поддевочке, с назначенным окладом в 12 рублей в месяц этот учитель должен был передавать свои знания детям.
К 1888 году число учащихся возросло до 35 человек. Уже было несколько человек, которых готовили к выпуску из третьего класса.
В глазах ребятишек искрилось любопытство к экзаменатору, которого с нетерпением ожидали.
Но ожидания оказались тщетными. Экзаменатор не явился. В последствии известили школу, что экзаменатор не заехал в Сосновку ввиду малонаселенности пункта, а учителю порекомендовали экзамены учащихся перенести на следующую весну, до нового приезда экзаменатора.
3 мая 1889 года пятеро первых выпускников Сосновской трехклассной школы сдали экзамены, для чего они ездили в Кулыги. И в этот год экзаменатор не изволил быть в Сосновке. Дальше учиться детям не пришлось—было негде да и не на что.
После такой неприглядной картины в полной мере у учителя должно встрепенуться чувство радости за настоящее завоеванное, когда только в одной Сосновке ежегодно выпускается с семилетним образованием около ста человек, да за три года выпущено со средним образованием свыше 60 человек. А всех учащихся в Сосновке около 1000 вместо 43 человек в 1889 году.
Всматриваясь в будущее, мысленно пропуская перед глазами будущих пилотов, лейтенантов, учителей и прочих специалистов, некогда учившихся в наших школах, так и хочется навстречу весеннему ветру крикнуть словами пролетарского поэта Маяковского:
«И жизнь хороша,
И жить хорошо
А в нашей буче,
боевой, кипучей,
И того лучше...»
Д. Муратов.
Преподаватель Сосновской школы.»